Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
-
Безопасность внутреннего помещения
В МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского создана система безопасности, направленная на функционирование детского сада в режиме, предупреждающем пожары, возможные террористические акты и обеспечивающем безопасное пребывание ребенка и взрослого в течение дня. Информация о телефонных экстренных служб находится на информационном стенде в доступном месте. В детском саду установлена автоматическая пожарная сигнализация. В МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского приобретены и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов.
Одним из приоритетных направлений обеспечения деятельности функционирования МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского является система обеспечения и поддержания условий комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.
Комплексная безопасность включает:
- Обеспечение охраны труда работников
- Противопожарную безопасность
- Антитеррористическую защищенность и гражданскую оборону
- Профилактику дорожно-транспортного травматизма
- Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников
-
В целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности детского сада используются следующие технические средства: система оповещения о пожаре с выводом сигнала на пульт центральной пожарной охраны; кнопка тревожной сигнализации
В МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского имеется паспорт безопасности и План действий при возникновении ЧС.
Детский сад оборудован автоматической пожарной сигнализацией.
По периметру детского сада установлено ограждение. Установлен домофон.
С сотрудниками детского сада проводятся регулярные инструктажи по обеспечению безопасности. В групповых помещениях, в целях безопасности детей, вся мебель закреплена, нет травмоопасных игрушек. Весь инвентарь, столовая посуда содержатся в чистоте и хорошем состоянии. Участки для прогулок ежедневно осматриваются на наличие посторонних и травмоопасных предметов.
Охрана труда в МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в трудовой деятельности и воспитанников в процессе образовательной деятельности, включающий нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия.
Работа личного состава строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Все работники проходят инструктаж, обучение с проверкой знаний требований охраны труда в соответствии с графиком.
В целях обеспечения пожарной безопасности и пребывания детей в Учреждении разработана система мер по предупреждению нежелательных случаев, которые неукоснительно соблюдаются всеми работниками и контролируются администрацией детского сада.
Приказом заведующего детского сада назначен ответственный за пожарную безопасность. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. Все сотрудники детского сада регулярно проходят инструктаж по пожарной безопасности.
МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского является объектом с массовым пребыванием людей на ограниченной территории. С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта введен комплекс организационно-профилактических мероприятий по антитеррористической защищенности:
- инструктаж работников по противодействию террористическим проявлениям;
- инвентаризация основных и запасных входов-выходов;
- проведение осмотров территории и помещений;
- организация контролируемого въезда автотранспорта на территорию;
- организация пропускного режима;
- организация уборки территории и помещений;
- информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
- проверка работоспособности кнопки тревожной сигнализации;
- плановые проверки работоспособности технических средств защиты;
- проведение объектовых тренировок по антитеррористической деятельности.
-
В МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского создана команда безопасности по организации и проведению мероприятий по профилактике террористических угроз, которая назначается приказом заведующего.
Работа действующей команды безопасности осуществляется на основании Положения.
Ежегодно в нашем детском саду проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ), целью которой является создание условий для формирования у воспитанников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (воспитателя, родителя или воспитанника) сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.
Сформировавшаяся за годы программа работы базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики ДДТТ относительно всех субъектов образовательного процесса и направлена на решение следующих задач:
- сформировать у воспитанников знания о выполнении правил дорожного движения (далее - ПДД);
- поддерживать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;
- использовать материально-технический потенциал детского сада и особенности воспитательной системы образовательного учреждения для обучения безопасному поведению на дороге и воспитания грамотных участников дорожного движения.
-
Организация работы образовательного учреждения по профилактике ДДТТ строится с учетом возрастных особенностей детей.
-
План работы МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
№
Мероприятия
Ответственные
Срок проведения
Воспитанники
1
Продуктивная (конструктивная) деятельность «Широкая и узкая дорожка», «Строим мост», «гараж для машины».
Воспитатели
Февраль
2
Прогулка по территории сада.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».
Воспитатели
Февраль-май
3
Чтение стихотворений А. Богданович «Пешеходу – малышу», А. Барто «Грузовик».
Воспитатели
Март
4
Рассматривание картин о видах транспорта
Воспитатели
Март
5
Сюжетные игры «Мы-шофёры», «Едем на автобусе», «Летим на самолете».
Воспитатели
Апрель
6
Продуктивная деятельность (лепка) «Колеса для машины», «Сигналы светофора».
Воспитатели
Апрель
7
Наблюдение «Машины на нашей улице»
Воспитатели
1 раз в месяц
8
Дидактические игры «Собери автомобиль», «Покатай игрушку в машине», «Цветные автомобили».
Воспитатели
Май
Педагоги
1
Инструктаж с педагогами по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Заведующий
Январь
2
Конкурс методических разработок на тему «Правила дорожные детям знать положено!»
Старший воспитатель
Май
3
Оформление стенда для родителей «Маленький пешеход»
Старший воспитатель
Март
4
Проведение тематической недели «Знай и соблюдай ПДД»
Воспитатели
Апрель
5
Участие в конкурсе «Зеленый огонек»
Воспитатели
Май
Родители
1
Буклет для родителей «Закрепление с детьми понятия «Правила дорожные»
Старший воспитатель
Февраль
2
Папка - передвижка «ПДД»
Воспитатели
Март
3
Консультация «Учим ребёнка правилам безопасности»
Воспитатели
Март
4
Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо знакомить детей с ПДД.
Воспитатели
Апрель
5
Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице»
Воспитатели
Май
6
Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле»
Воспитатели
Февраль
7
Семейный конкурс рисунков «Едем по городу»
Старший воспитатель
Май
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
-
Безопасность территории для прогулок на свежем воздухе
Территория детского сада имеет ограждение согласно требованиям металлическим забором. Имеется 2 въезда с оборудованными воротами и два входа с калитками. Для детей на участках имеются игровые площадки. На каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование - малые формы соответствующие возрасту детей. Игровое оборудование и постройки безопасны, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Площадь на одного воспитанника соответствует нормативу. В МКДОУ д/с «Улыбка» г. Слободского установлена система видеонаблюдения, домофон.
Каждый год в ходе работы по подготовке к новому учебному году составлением актов проходит проверка систем жизнеобеспечения (теплохозяйство, канализация, водоснабжение, электрохозяйство, вентиляции, водных фильтров, пожарной сигнализации, внутреннего пожарного водопровода, первичный средств пожаротушения (огнетушители), помещений и оборудования в здании и на территории Учреждения, в том числе с привлечением специализированных организаций.
В зимний период проводятся следующие мероприятия по обеспечению безопасности сотрудников и воспитанников:
* расчистка территории (очистка тротуаров от снега и наледи);
* чистятся крыши здания и веранд от сосулек и снега;
* в период гололедицы дорожки, крыльца, веранды посыпаются песком;
* воспитателями в целях профилактики травматизма осуществляется тщательный присмотр за вверенными им детьми во время прогулок на территории и при выходах за пределы Учреждения;
Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели ежедневно должны вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть надёжно закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.
Безопасные условия в МКДОУ д/с "Улыбка"
Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.
На сегодняшний день в ДОУ имеется:
1. Кнопка тревожной сигнализации.
2. Автоматическая пожарная сигнализация.
3. Система видеонаблюдения
4.Домофонная система
Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению в детском саду является:
- пожарная безопасность;
- антитеррористическая защищенность;
- обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;
- соблюдение норм и правил охраны труда.
Мероприятия по профилактике детского травматизма
1. В ОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.
4. Воспитателями ОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, проводится проверка выносного материала.
5. Воспитатели совместно с психологом организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.
6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.
Требования к организации и проведению занятий с детьми
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.
Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.
В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, с бумагой и природным материалом.
В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.
Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.
Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки.
Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.